Законодательство

«Прибрежку» загнали в тесные рамки

Действующие нормы ФЗ «О рыболовстве…» в части прибрежного лова накладывают существенные ограничения и допускают неоднозначность толкования. Ассоциация добытчиков минтая направила в Госдуму предложения по оптимизации закона.

АДМ считает, что п. 10.1 ст. 1 ФЗ «О рыболовстве…» должен звучать следующим образом: «прибрежное рыболовство – предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов и выгрузке уловов водных биоресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов РФ места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации». Кроме того, полагают в ассоциации, нужно исключить из закона части 1-3 ст. 7.1. Напомним, в ней оговорено, что уловы «прибрежки» должны доставляться для производства продукции на берег.

Как сообщили РИА Fishnews.ru в Ассоциации добытчиков минтая, проект поправок направлен в Комитет Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

«В 2008 году при подготовке поправок в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был установлен искаженный правовой режим прибрежного рыболовства, который создает трудности для работы рыбохозяйственного комплекса», – указал в письме, адресованном председателю комитета, президент АДМ, член Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Герман Зверев.

Он подчеркнул, что нынешнее понятие «прибрежки» не учитывает структуру отечественного рыбопромыслового флота. «В Северном бассейне практически отсутствует малотоннажный флот, поэтому прибрежное рыболовство осваивается среднетоннажным флотом (200 единиц), а крупнотоннажный флот (50 единиц) имеет экономически рентабельный промысел в совместной с Норвегией зоне. На Дальнем Востоке крупно- и среднетоннажный флот превышает 700 единиц, плюс около 600 единиц малого флота, итого – примерно 1300 кораблей. Возможность экономически рентабельным способом увеличить ресурсную обеспеченность за счет совместных с соседями запасов отсутствует. Поэтому большинству предприятий, располагающих крупно- и среднетоннажным флотом, не хватает ресурса для полной загрузки флота. Поэтому законодательное ограничение понятия «прибрежное рыболовство» приводит к непроизводительным простоям части основных фондов», – сказано в обращении.

Неоднозначность норм федерального закона привела к тому, что в отдельных прибрежных регионах у представителей контролирующих органов сложилось мнение, что при ведении прибрежного промысла не допускается переработка, заморозка и перегрузка уловов. Как уже сообщало информагентство, в связи с этим под угрозой оказалась работа ряда предприятий Мурманской области.

«Практически все субъекты Дальнего Востока сталкиваются с непреодолимыми трудностями при доставке уловов прибрежного рыболовства на береговые предприятия в свежем и охлажденном виде для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов», – подчеркнул Герман Зверев. Причиной являются географические особенности дальневосточного региона, тяжелые природно-климатические условия и экономическая нецелесообразность.

В АДМ также обратили внимание на то, что перечень судов для «прибрежки», предусмотренный приказом Росрыболовства «Об утверждении типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства», включает суда средне- и малотоннажного флота достаточной мощности и с промвооружением, обеспечивающим большие объемы вылова при незначительных затратах времени. Большинство этих судов конструктивно оборудованы мощностями по первичной переработке и заморозке уловов, а также емкостями для временного хранения. Использовать такой флот только для поиска и вылова, с тем чтобы потом в течение нескольких суток доставлять добытые за несколько часов водные биоресурсы в свежем виде для переработки на берег, экономически нецелесообразно.

«Предлагаемые данным законопроектом изменения направлены на снижение административных барьеров, существующих при организации прибрежного рыболовства, и позволят сделать едиными для промышленного и прибрежного рыболовства условия и возможности при перегрузке уловов и производстве рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, исключат возможность неоднозначного толкования отдельных положений Федерального закона № 166-ФЗ», – прокомментировал предложенные поправки президент Ассоциации добытчиков минтая.

Дата публикации: 
04.10.2011